Под занавес уходящего года депутаты Государственной думы из "Единой России" не перестают "радовать" избирателей новыми драконовскими законами. Кажется, что правящее большинство в нижней палате парламента перешло уже не только к запретам, но даже и к прямым угрозам в адрес собственных избирателей. По принципу – попробуйте только выразить несогласие с властью — пожалеете моментально.
На минувшей неделе многие обсуждали скандальные запреты, касающиеся митингов, клеветы в интернете, работы площадок вроде "Ютюба". Но практически незамеченным прошел еще один важный законопроект, который накладывает серьезные ограничения на выражение мнений в соцсетях о партиях и кандидатах на выборах.
Идиотство "неопределенного круга лиц"?
Накануне.RU уже рассказывало о целой серии законопроектов, которые буквально под занавес 2020 года были внесены и часть из них уже и рассмотрена, и одобрена депутатами Госдумы. Законопроектов, которые в общем и целом направлены, так сказать, на снижение гражданской активности, впрочем, есть мнение, что часть из этих законов попросту порождает правовой нигилизм в государстве. Помимо того, что исполнить такого рода законы иной раз попросту невозможно, одной из замедленных "мин" является их избирательность, а значит, открывается широкое поле для злоупотреблений.
Просто неполный список новых законодательных новаций буквально декабрьского издания: это и разного рода запреты на финансирование митингов из-за рубежа (с чем, собственно, никто и не спорит, по крайней мере, не спорит в Госдуме), это уточнения по вопросам проведения одиночных пикетов, это законы о клевете в интернете, внесенные депутатом Дмитрием Вяткиным, законы об ответственности владельцев соцсетей и информационных платформ за удаление каких-то материалов, размещенных на них.
Вот, скажем, норма о клевете, за которую теперь реально предусмотрены и штрафы, и сроки и которая распространяется в интернете "неопределенным кругом лиц", поправки внесены депутатом Вяткиным. Даже коллеги-парламентарии были возмущены протаскиванием этого законодательного "новшества" в том виде, в котором это было сделано, не говоря уже о методах, то есть скорости внесения и одобрения поправок.
Алексей Куринный из фракции КПРФ прямо назвал нормы закона "идиотскими" и напомнил, что еще восемь лет назад ныне глава профильного комитета по законодательству Павел Крашенинников предложил вернуть статью о клевете в Уголовный кодекс, что и было сделано. В УК появилось понятие "клевета", описаны случаи и ситуации, согласно которым это является предметом уголовного преследования, разумеется, определен круг лиц, которые в случае чего могут быть привлечены. Зачем понадобился вариант 2.0 того же Вяткина с совершенно расплывчатыми формулировками и позициями?
Куринный считает, что как раз неопределенность "неопределенного круга лиц" в Сети дает широкий простор правоохранителям для применения санкций в отношении недовольных. Внезапно может выясниться, что вы кого-нибудь оклеветали, написав на своей страничке что-нибудь по типу "да они там все жулики и воры!".
Теперь это может и будет рассматриваться как "клевета"!
Что характерно – ни один из представленных и частью принятых законодательных актов не проходил общественного обсуждения, более того, тексты многих законопроектов в Госдуме даже большинству депутатов были неизвестны.
Ограничения вносились, можно сказать, тайно и в сугубой спешке, а депутатам от оппозиции на одном из последних пленарных заседаний вообще было предложено время на ознакомление и внесение поправок в… 40 минут! Поправки, даже внесенные в этой дикой спешке, всегда отклонялись большинством "Единой России" и итоговый текст принимался так, как был внесен.
Депутат от КПРФ Ольга Алимова в сердцах при обсуждении очередного законодательного перла в виде запрета напомнила коллегам из правящего большинства, что их часто называют "партией жуликов и воров". И опять же в сердцах поинтересовалась — мол, а тюрем-то на всех хватит, если вдруг завтра в стране буквально начнут реализовываться и исполняться такие запреты и нормы?! Ей ответил депутат Вяткин — в последнее время-де у нас в стране загруженность пенитенциарных учреждений упала, видимо, по мысли парламентария, мест хватит на всех. Шутка, конечно, та еще…
Котиков — можно, Конституцию — нет
И вот под шумок всего этого в первом чтении был одобрен законопроект "единороссов" №1057336-7, называется он как всегда витиевато и двусмысленно: "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Внесен он был депутатами от "ЕР" Александром Хинштейном (он, к слову, руководит в Госдуме еще и комитетом по информационной политике), Ольгой Савастьяновой, Сергеем Боярским и еще четырьмя их коллегами.
Разумеется, мы не станем приводить текст поправок полностью, ограничимся пересказом, но в целом, предупреждаем сразу — для тех, кто привык, как говорится, "резвится" в Сети и писать какие-либо посты на политические темы и в политическом жанре, рекомендуем настоятельно ознакомиться с этой новеллой. Неровен час, угодите под очередной запрет, а можете и в "экстремисты" попасть. Новые времена — новые запреты…
Так вот, согласно тексту закона Хинштейна, Боярского, Савостьяновой и прочих, Роскомнадзор теперь получил право по требованию региональных избирательных комиссий и самого Центризбиркома, цитируем, "временно ограничивать доступ к конкретным материалам и удалять такие материалы, ограничить доступ к целым ресурсам и сайтам, на которых такие материалы размещены".
Понимаете, о чем речь? Никому неизвестная "МарьИванна" из какой-нибудь избирательной комиссии в Урюпинске неожиданно посчитает ваш пост на страничке в интернете что-то нарушающим, эта чуткая женщина просто напишет заявление в Роскомнадзор и финита-ля комедия! Не будет у вас больше доступа на собственную страничку, а может, что еще и похуже последует.
Нечего писать черт-те что о власти!
Естественно, ограничение действует лишь в так называемый агитационный период — раньше его длительность составляла месяц до выборов, а теперь он считается с момента выдвижения партии или кандидата на выборы (по факту около трех месяцев до даты голосования). Теоретически пользователь, конечно, может оспорить в суде решение Роскомнадзора. Но давайте честно — вы много знаете людей, которые готовы обращаться в наш суд и отстаивать там вот такие собственные права? Кстати, без гарантии вообще хоть на какой-то учет мнения пользователя. Страничку-то вам сейчас заблокировали, а через полгода или еще позже, возможно, признают, что это было неправомерное решение. А может признают, что — правомерное.
На прошлой неделе исследовательская компания "Медиалогия" опубликовала собственный рейтинг тех тем и вопросов, которыми интересовались российские граждане в уходящем году. На первом месте ожидаемо оказался COVID-19, а вот на втором — поправки в Конституцию. Как мы все прекрасно помним, споров и дискуссий по поводу конституционных изменений было предостаточно, многие пользователи прямо-таки рассорились на всю жизнь из-за них, хотя дружили иногда десятилетиями, в семьях зачастую было два или больше противоположных мнения.
Таков был градус накала общественного напряжения! Представьте себе, что одобренный нынче закон устраняет все эти несогласия и недоработки – с помощью той самой пресловутой "МарьИванны" из условного избиркома, по обращению которой Роскомнадзор заблокирует страницу критически настроенного гражданина. И никаких споров по существу вопроса — идите и голосуйте за поправки в Основной закон, а то взяли моду все обсуждать да критиковать!
Мы поинтересовались мнением о происходящем Олега Шеина, депутата Госдумы, и попросили его охарактеризовать те самые законотворческие новации, которые были приняты буквально в последние дни осенней сессии.
— Скажите, эта гонка ужесточений и разного рода запретов как была воспринята вашими коллегами? Как голосовали фракции, без "ЕР", конечно – там все понятно?
— Голосовали все по-разному, само собой, вы не забывайте, что к части внесенных законопроектов, скажем, о запрете на финансирование митингов из-за границы все в общем отнеслись с пониманием. Но к остальным законопроектам относятся и в "Справедливой России", и в ЛДПР, и в КПРФ, как бы это помягче сказать, не очень хорошо…
— А вообще было время у депутатов из оппозиции ознакомиться хотя бы с текстами законов?
— В том-то и дело, что нет! Раз — и выясняется, что такой-то закон уже внесен и завтра будет рассматриваться! Хорошо, если кто-то его нашел, а кто-то буквально в зале заседаний и в день заседания узнал о его существовании! Голосуй как хочешь, тем более что все равно все будет принято. Ни времени, ни дебатов по существу.
— Что значит этот закон, подразумевающий приравнивание высказывания мнения в Интернете к выборной агитации?
— Если обычный человек где-то у себя на страничке в соцсетях разместит предвыборный ролик или просто напишет, что нельзя голосовать за всем известную политическую партию или, наоборот, надо за нее голосовать из принципа садомазохизма, то в этом случае однозначно подпадает под понятие агитации, он должен предварительно уведомить об этом избирательную комиссию, а если этого не сделает, то включаются запретительные меры. Это мир сюрреализма. Интернет отличается от газеты тем, что это диалог, разговор. Это то же самое, что попытка запретить людям беседы около своего дома — больше трех не собираться. Кстати, и такой закон тоже принят. Если люди встали у подъезда и ведут дискуссию, то они "препятствуют движению пешеходов" и это карается уголовно.
— Что это — подготовка к парламентским выборам в следующем году, "подготовка" в смысле со стороны власти и правящей партии в Госдуме?
— Конечно, а как это можно оценить еще? Понятно же, что, условно говоря, ограничить или там еще хуже, посадить 100 млн пользователей соцсетей невозможно. Но можно точечно бить по наиболее активным из них. Не только блокировать их страницы, но и, допустим, изымать компьютеры и гаджеты. Все это делается для устрашения, у меня другого мнения нет. И у моих коллег, кстати, такое же мнение.
— Эти нормы вообще реализуемы? Кто-то где-то нехорошо отозвался о "Единой России". Но пишут не очень хорошо и о других партиях, и о "Справедливой России", и о КПРФ, и о ЛДПР. Как эти законы будут работать? Блокируем всех?
— Понятно же совершенно, что никто не будет трогать разного рода анонимов и ботов, которые льют грязь на оппозицию. Которые транслируют через разные ресурсы официальную позицию, иногда переходя на личности и т.д. Ну, согласитесь, кто этим будет заниматься? А точечно, лидерам общественного мнения или просто несогласным, в любой момент могут заблокировать по запросу доступ. Да еще и с изъятием, повторяю, "орудия преступления". Идите, разбирайтесь, доказывайте потом, что ничего не нарушали. Фактически мы имеем один разрешенный ресурс для выражения своих политических взглядов и позиции – официальное ТВ. Любые другие могут быть совершенно на законных основаниях заблокированы, либо ограниченны.
— Это какая-то антиутопия начинается. Что будет делать оппозиция за оставшееся время?
— А что можно сделать? У "ЕР" в Думе конституционное большинство. Я напомню недовольным – это в том числе и плата за тех, кто не ходит на выборы, но привычно критикует власть, сидя в интернете. Теперь таким гражданам серьезно ограничили возможности для критических выступлений и у меня нет сомнений, что, если вдруг понадобится, еще ужесточат.